Менеджмент – актуальная стратегия управления предприятием , функционирующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» представляет собой аналог понятия «управление». Однако есть и разница. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, государством. Таким образом, управление является более обширным понятием. Менеджмент употребляется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это исключительный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем разумного использования материальных и трудовых ресурсов.
Система менеджмента – это комплект определенных составляющих элементов : принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, а также правового обеспечения.
Термин «менеджмент» может применяться ко всем типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно употреблять термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления используется термин «администрирование».
Менеджмент включает в себя четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование есть вид деятельности по созданию способов воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к исключительным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Сущность планирования проявляется в уточнении целей развития фирмы и каждого структурного подразделения в частности на конкретный период : определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, определение материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заранее учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или структурного подразделения.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в формировании постоянных и временных взаимоотношений между всеми отделами фирмы, установлении порядка и условий их функционирования. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Мотивация как важнейшая функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через создание мотивов поведения для достижения личных целей организации.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, коррелированные с созданием информации о состоянии и работе объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей.